Через суд можно добиться увеличения помощи по уходу за ребёнком до 3-х лет в несколько раз
При рождении ребёнка, как известно, выплачивается пособие по рождению - пресловутые ющенковские "восемь-пятьсот". На самом деле с 2009 года от 12 до 50 тысяч гривен, в зависимости от того, какой ребёнок по счёту в семье.
Но речь сейчас пойдёт о другой помощи - это помощь по уходу за ребёнком до достижения им 3-летнего возраста, которая из года в год законом "О государственном бюджете на ... год" устанавливается на уровне 130 гривен в месяц. Но эта сумма незаконна. И вот в чём дело:
Если зайти на страницу Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением» - мы не сможем прочитать текст статьи 43, а лишь то, что она была исключена на основании Закона про Госбюджет на 2007 год.
На самом деле эта статья живее всех живых, поскольку Конституционный Суд 22 мая 2008 года признал, что это исключение не отвечало нормам Основного закона. Решения КС, как известно, не оспариваются и являются обязательными для исполнения.
А гласит данная статья о том, что помощь по уходу за ребёнком до достижения им 3-летнего возвраста устанавливается на уровне не меньше прожиточного минимума.
Прожиточный минимум на ребёнка до 6-ти лет в 2009 году составляет 626 гривен.
Следовательно каждая семья, вплоть до того момента, как их малыш задует три свечки на именинном торте имеет право получать ежемесячно 626 гривен (или больше, если этот минимум будет поднят) вместо 130-ти.
Но если вы придете с таким требованием в "собес" - вам покрутят пальцем у виска и частично будут правы - они то руководствуются Законом о Госбюджете, а всё остальное их не касается.
Как же добиться справедливости? Для этого есть самый гуманный и справедливый( читай: продажный и бюрократический) суд в мире. Хотя его можно не любить, но подобные дела заведомо выигрышны, и этим уже воспользовались многие молодые родители.
Правда, вам нужно будет доказать, что вы попытались решить этот вопрос бес суда, а для этого всё же нужно обратится в управление соцзащиты с требованием пересчитать выплаты в соответствии с Законом.
Вот примерный образец:
Управление труда и соцзащиты населения
Шевченковского района города Киева.
Ивановой Марь Иванны
98330, г. Керчь, ул.
З А Я В Л Е Н И Е
Я, Иванова М.И., мать Ивановой Натальи Васильевны, 06.01.2007 года рождения, прошу сделать перерасчет и доплату пособия по уходу за ребенком до 3-х лет до уровня прожиточного минимума, установленного для детей до 6 лет с момента назначения указанного пособия до достижения ребенком 3-х лет, в соответствии с статьёй 43 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением»
Дата, подпись.
Это заявление следует отправить по почте заказным письмом или принести и зарегистрировать лично. На него вы получите отписку, не сомневайтесь. Но она-то нам и нужна!
Берём её, составляем исковое заявление и отправляемся в суд.
Вот примерный образец иска:
Шевченковский районный суд г. Киева
(адрес)
Истец: Иванова Марь Ванна 1982 г.р..
Прож.(адрес)
Ответчик: Управление труда и социальной защиты
населения Шевченковского района г.Киева
(адрес)
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСК
о признании действий неправомерными и выплате государственного пособия
Я, Иванова Марь Ванна - , являюсь матерью Ивановой Натальи Васильевны, 06.01.2007 года рождения.
С июня 2007 года, УТСЗН согласно моего заявления приняло решение о начислении мне пособия по уходу за ребенком в размере, определяемом как разница между 50% прожиточного минимума для трудоспособного лица и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев, но не менее 90 грн. для незастрахованных лиц и не менее 23 процентов прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, для застрахованных лиц. Она составляет примерно 130 гривен, не смотря на то, что в статье 43 Закона Украины ««Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением»» размер данного пособия определен как сумма не меньше размера прожиточного минимума, установленного законом. Прожиточный минимум на лицо из расчета на месяц утвержден с 1 января 2007 г. - 434 гривен, с 1 апреля 2007 г. - 442 гривен, 1 октября 2007 г. 450 грн., 1 января 2008 г – 526 грн., с 1 апреля 538 грн., с 1 июля 540 грн., с 1 октября 557 грн.
На мой вопрос, о том, когда мне будут выплачены остаток пособия при рождении и выплачиваться пособие по уходу за ребенком в соответствии с законом, УТСЗН ответа не дает, ссылаясь на закон «О Государственном бюджете Украины на 2007 год», «О государственном бюджете Украины на 2008год» и Закон «О Государственном бюджете Украины на 2009 год».
С данными решениями УТСЗН не согласна в полном объеме по следующим основаниям:
В Конституции Украины Украина провозглашена демократичным, социальным, правовым государством (ст. 1), признано, что наивысшей социальной ценностью в Украине является человек, его права и свободы и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, а их утверждение и обеспечение является главной обязанностью государства ( статья 3), права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы (ст. 21), их содержание и объем при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не может быть сужен (ст. 22). Законами Украины «О государственном бюджете Украины на 2007 год», «О государственном бюджете Украины на 2008 год» и «О государственном бюджете Украины на 2009 год» ограничены мои права на получение установленных законом сумм помощи при рождении и пособия по уходу за ребенком, которые являются составляющими моего конституционного права на социальную защиту и достаточный уровень жизни (ст. 46, 48 Конституции Украины Согласно ст. 64 Конституции, Конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины и указан исчерпывающий перечень таких случаев, а именно – в условиях военного времени либо чрезвычайного положения могут быть установлены ограничения прав и свобод человека с обозначением срока действия этих ограничений, и обозначен ряд прав и свобод, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Кроме того решением Конституционного Суда от 22 мая 2008 года, практика остановки норм других Законов при принятии Закона о государственном бюджете, была признана такой, что не отвечает Основному закону. В частности исключение из вышеупомянутого закона статьи 43 было признано неконституционным.
Однако, при обращения в Шевченковское управление труда и социальной защиты населения в городе Киеве, в перерасчете пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, мне отказывают, мотивируя тем, что выплата будет производиться по мере поступления в местный бюджет средств из Госбюджета Украины, а также внесения изменений в программный комплекс по назначению и перерасчету помощи.
Учитывая то, что нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия, руководствуясь ст.ст. 1, 3, 8, 21, 22, 46, 48, 64 Конституции Украины, ст.ст. 10-15 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми», ст.ст. 17, 104 Кодекса административного судопроизводства Украины,
ПРОШУ:
1. Признать неправомерными действия Управления труда и социальной защиты населения Шевченковского района города Киева относительно отказа выплачивать мне пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста в размере не менее прожиточного минимума, установленного для детей в возрасте до 6 лет.
2. Обязать ответчика Управление труда и социальной защиты населени Шевченковского района города Киева выплачивать ежемесячно пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста в размере не менее прожиточного минимума, установленного для детей в возрасте до 6 лет.
Приложения:
1. Копия искового заявления.
2. Копия свидетельства о рождении ребенка;
3. Квитанция об оплате государственной пошлины и ИТО
4. Копия письма УТСЗН
Дата, подпись